Эра милосердия

Эра милосердия

Эра милосердия - так называется роман Аркадия и Георгия Вайнеров, написанный в 1975 году. По этой книге, в 1979 году был снят замечательный фильм "Место встречи изменить нельзя" в постановке Станислава Говорухина.

Поскольку фильм я смотрел много раз, а книгу прочитал впервые, ее невозможно рассматривать без отрыва от киноленты. Более того, герои книги с первых страниц начинают говорить голосами актеров фильма, что только усиливает положительное впечатление от прочтения.

Для начала вспомним сюжет фильма, действие которого происходит в августе — ноябре 1945 года в Москве.

В первой серии молодой фронтовик (старший лейтенант, служивший в разведке) Владимир Шарапов (Владимир Конкин), направленный на службу в уголовный розыск, знакомится с начальником отдела борьбы с бандитизмом Глебом Жегловым (Владимир Высоцкий) и другими сотрудниками МУРа. Погружение в оперативную деятельность начинается у Шарапова в первый же день службы, когда фактически на его глазах погибает милиционер Вася Векшин. Первое дело, к раскрытию которого привлекается дебютант, связано с убийством и ограблением молодой женщины Ларисы Груздевой. Наставник Шарапова — капитан Жеглов — уверен, что преступление совершил муж погибшей — доктор Иван Сергеевич Груздев (Сергей Юрский).

Вторая серия начинается с того, как опергруппа, выехавшая на место ограбления продовольственного склада, вступает в безуспешную схватку с представителями банды «Чёрная кошка», которая своей жестокостью наводит страх на жителей Москвы. На месте преступления бандиты обычно оставляют «фирменный» опознавательный знак — нарисованный углём чёрный кошачий силуэт. Кроме того, Жеглов и Шарапов продолжают заниматься расследованием убийства Ларисы Груздевой. Все улики указывают на виновность её мужа, тем не менее Шарапов начинает сомневаться в том, что следствие идёт по верному пути. В числе представителей уголовного мира, с которыми он знакомится во время облавы, — девица лёгкого поведения Манька Облигация (Лариса Удовиченко). У неё находят браслет погибшей Ларисы. Благодаря полученным от Маньки сведениям Жеглов и Шарапов выходят на карманника Кирпича (Станислав Садальский). Тот в разговоре с муровцами произносит фамилию неизвестного им бандита — Фокс.

В третьей серии муровцы ставят перед собой задачу по поимке Фокса (Александр Белявский). Часть событий происходит в доме Верки-модистки, куда Фокс приносит на хранение украденные вещи. Этот «перевалочный пункт» становится местом засады — в неё, по задумке Жеглова, должен попасть бандит. Однако тщательно продуманный план срывается из-за дерзости Фокса и трусости милиционера Соловьёва. Тем не менее следствие продолжается, и в Большом театре Жеглов и Шарапов задерживают вора Ручечника (Евгений Евстигнеев) и его напарницу Волокушину (Екатерина Градова), которая сообщает, что у Фокса есть связной телефон. Дополнительные сведения, касающиеся, в том числе, внешности бандита, Шарапов получает от бывшей любовницы Фокса — Ингрид Соболевской (Наталья Фатеева).

В четвертой серии Шарапов начинает собственное расследование убийства Ларисы Груздевой. Заново проверяя свидетельские показания, молодой розыскник выясняет, что пистолет, являющийся главной уликой против Груздева, был, вероятно, подброшен в его съёмную квартиру неким сантехником. Одновременно выявляются и другие детали, позволяющие говорить о невиновности Груздева. Жеглов, в целом принимая доводы Шарапова, тем не менее настаивает на необходимости дальнейшего содержания Ивана Сергеевича в тюрьме, поскольку его освобождение может насторожить настоящего преступника. Тем временем муровцы разрабатывают план поимки Фокса в ресторане «Астория». Бандит, почуяв неладное, ускользает из заведения, однако уйти от погони ему не удаётся. Во время опознания Желтовская — новая супруга Груздева — сообщает, что ранее видела Фокса: он появлялся в их доме под видом сантехника. После этого Ивана Сергеевича освобождают. Жеглов, убеждённый, что «наказания без вины не бывает», отказывается приносить ему извинения.

В пятой серии Шарапов внедряется в банду «Черная кошка» под именем Владимиром Сидоренко. Ему удаётся изложить весьма правдоподобную легенду, связанную с собственным «уголовным прошлым», и убедить представителей банды в необходимости отправиться на выручку Фокса, которого должны доставить в ограбленный ими магазин для проведения «следственного эксперимента». Главарь «Чёрной кошки» Карп по кличке Горбатый (Армен Джигарханян) готов поверить визитёру. Однако среди членов банды Шарапов обнаруживает своего фронтового товарища Левченко (Виктор Павлов). Тот, взявшись охранять бывшего командира, ночью предлагает ему покинуть логово. Шарапов отказывается. Тем временем Жеглов, понимая, что «место встречи изменить нельзя», готовит магазин к спецоперации. Она проходит успешно: Шарапов спасён, «Чёрная кошка» обезврежена. Лишь Левченко, воспользовавшись моментом, пытается бежать. Несмотря на протест Шарапова, Жеглов стреляет в бандита-фронтовика и убивает его. После спецоперации подавленный Шарапов направляется к любимой девушке Варе Синичкиной (Наталья Данилова). Варя стоит у окна. В руках она держит взятого из роддома малыша-подкидыша, благодаря которому несколько месяцев назад состоялось их знакомство.

С одной стороны сюжет книги очень близок к фильму. Все герой, события, сюжет и даже реплики героев практически один в один отображены в киноленте. Но есть и принципиальные отличия, которые не нашли воплощения в фильме (их как минимум три).

В книге достаточно подробно описана суть службы Шарапова в разведке. Эта сюжетная линия проявляется в виде снов и воспоминаний. Из книги мы узнаем, что служил он командиром штрафной роты. А его товарищ Левченко был как раз таким штрафником, наказанным по надуманным обстоятельствам. Да и в банде Левченко оказался после войны случайным образом (не сложилась судьба у человека).

И хотя не очень жалели штрафников во время разведопераций (есть и такой эпизод в книге), однако Шарапов заслужил уважение всех подчиненных благодаря своей храбрости, честности и принципиальности. Именно по этой причине Левченко принимает решение не выдавать Шарапова банде, а помочь ему.

Еще одна принципиальная разница - это взаимоотношения между Жегловым и Шараповым. Как мы помним на протяжении всего повествования Жеглов и Шарапов спорят о методах работы правоохранительных органов. И если Шарапов не допускает ни малейшего нарушения закона в работе оперативника, то Жеглов проповедует принцип - вор должен сидеть в тюрьме, а каким образом он туда попал не имеет значения. Так вот, если в фильме этот спор ничем не заканчивается, то в конце книжного повествования Жеглов и Шарапов ссорятся окончательно, и Володя Шарапов принимает решение уйти из отдела Жеглова и никогда с ним не общаться.

Третье важное отличие - это сюжетная линия взаимоотношений Володи Шарапова и Вари Синичкиной. В фильме они показаны лишь, как молодые юноша и девушка испытывающие симпатию друг к другу. В книге все значительно глубже и шире. Там описана история их любви. Фактически они становятся мужем и женой. В одном из эпизодов книги Варя остается у Шарапова на ночь. Наутро они решают пойти в ЗАГС и расписаться, и лишь отсутствие на рабочем месте (по болезни) ответственного за регистрацию браков сотрудника мешает этому. Также они принимают решение чуть позже усыновить того самого найденыша, с которой началась история их взаимной симпатии.

И самая вишенка на торте - это финал книги. После объяснений с Шараповым Варя Синичкина собирается уволиться из МУРа и продолжить прерванное войной обучение в институте. В это же время сотрудников из ее отдела отправляют на операцию, которая должна стать для нее последним днем работы в МУРе. Но заканчивается все трагично - она погибает от пули бандита во время перестрелки.

Завершается повествование тем, что Шарапов собирается поехать в детский дом и забрать малыша-подкидыша, благодаря которому несколько месяцев назад он познакомился с Варей Синичкиной.

Есть еще в книге небольшие сюжетные ответвления, которые не отображены в фильме, но сути не меняют и общей картины не портят. Это небольшие отступления посвящены поездке сотрудников МУРа на картошку, проведению комсомольского собрания и обучению сотрудников приемам самбо (этот тип борьбы как раз зародился в те годы).

Еще одна интересная разница в том, что при создании фильма сценаристами и режиссером были внесены небольшие дополнения и изменения, которые стали украшением киноленты.

Эти действия проявились в следующих эпизодах. На допросе Маньки Облигации, она под нажимом Жеглова пишет объяснительную, где вместо своей настоящей фамилии и имени указывает: "Я, Манька Аблигация ..." В книге ничего подобного нет. Еще один момент - это привод вора-карманника Кирпича в отделение милиции. В книге этот эпизод описан достаточно прямолинейно и грубовато. Там Жеглов прямо на газах Шарапова и самого Кирпича сует ему бумажник за пазуху, заталкивает в отделение и сразу зовет понятных. В фильме же герой Высоцкого все сделал более изящно, подсунув бумажник Кирпичу незаметно. Еще одно отличие - в книге нет упоминаний, что Шарапов играл на каких-либо музыкальных инструментах. Однако по фильму, при внедрении в банду он садиться за пианино и по требованию одного из уголовников играет Мурку - это просто изумительный музыкальный ход создателей фильма.

И наконец самое главное отичие фильма от книги - это хэппи энд. И я считаю - это очень правильное решение сценаристов и создателей фильма. Честно говоря я не ожидал подобной развязки. Для меня это был гром среди ясного неба. И я себе не представляю какова была бы любовь зрителей к фильму с финалом описанном в книге.