Эффект сотой обезьяны

Описание этого явления, как предполагается, было сделано Лоуренсом Блэром и Лайаллом Уотсоном в середине-конце 1970-х годов. Они утверждали, что эффект, якобы, наблюдался японскими учёными.

Суть его состоит в том, что усвоеное поведения имеет мгновенное распространение на всю популяцию, при достижении критического числа индивидуумов, имеющих данный навык. Обобщённо этот эффект означает паранормально быстрое распространение идеи или способности по всему населению, от группы, которая слышала о новой идее или обладает новой способностью.

По их словам, неизвестные учёные изучали макак на японском острове Якусима в 1952 году и заметили, что некоторые из обезьян научились мыть батат (сладкий картофель). Это новое поведение стало постепенно распространяться через молодое поколение обезьян в обычной форме, путём наблюдения и повторения. Далее, утверждает Уотсон, исследователи отметили, что, когда критическое число обезьян было достигнуто (так называемая «сотая обезьяна»), усвоенное поведение мгновенно распространилось на всю популяцию, а также на популяции соседних островов.

Эту историю в дальнейшем популяризировал Кен Киз-младший, опубликовав свою книгу «Сотая обезьяна». В ней рассказывается о том, какие разрушительные последствия имела бы ядерная война для планеты, а историю эффекта сотой обезьяны приводит как вдохновляющую притчу, применяя её к человеческому обществу, как возможность осуществления позитивных изменений в мире. С тех пор эта история стала широко признана как факт и даже появилась в книгах некоторых педагогов.

На самом деле это мнимый феномен, основанный на непроверенных данных.

Один из главных факторов, который способствовал распространению этой истории, был в том, что многие авторы цитировали вторичные источники или их перепечатки, в которых изначально присутствовали искажения первоначальных исследований.

Анализ соответствующей литературы Роном Амандсоном, опубликованный Обществом Скептиков, выявил ряд ключевых моментов, которые демистифицируют предполагаемый эффект.

Заявление о том, что внезапно и значительно увеличилось число обезьян, имеющих навык, было преувеличено. Навык стал распространяться среди младшего поколения обезьян, которые учились у взрослых; в то же время у взрослых обезьян, которые не знали как мыть батат, не было такой тенденции. Со смертью старых обезьян и рождением новых доля обученных, естественно, возросла. Промежутка времени между наблюдениями было достаточно для этого процесса.

Утверждения, что поведение вдруг внезапно распространилось на изолированные популяции обезьян, могут быть опровергнуты, учитывая тот факт, что по крайней мере одна обезьяна переплыла на остров к другой популяции и провела там около четырёх лет. Следует также отметить, что сладкий картофель не был доступен для обезьян до вмешательства человека.

Эх, а вот ведь жалко, что не работает "эффект сотой обезъяны". Представляете как было бы здорово. Научилсь, например, первые сто человек играть на пианино собачий вальс и на тебе, пожалуйста все люди земли могут запросто повторить.

Или вот, иностранный язык - это просто возврат в довавилонский период, никаких проблем со взаимопониманием.

Пожалуй только доказательство теоремы Пуанкаре все-равно никто не понял бы, кроме Перельмана.


Поиск
Меню раздела