Шагающий экскаватор

Официальное название этого монстра звучит так: Горно-вскрышной комплекс «Стойленский-2», или проще, по-чешски, — KU-800. Работает такое чудо техники в недрах карьера Стойленского ГОКа и за сезон своей работы отправляет на отвалы более трех миллионов кубометров вскрышной породы.

Панорама карьера Стойленского ГОКа — одного из ведущих российских производителей железно-рудного сырья. Сегодня глубина карьера достигает 335 метров (по высоте больше, чем Москва-Сити).


KU-800 хорошо видно практически с любой точки карьера. Фотографируя экскаватор вблизи, возникла проблема кадрирования — объект съемки никак не хотел влезать в кадр. Высота экскаватора — 51 метр. Общая масса KU-800 — 3,5 тысячи тонн. Это сравнимо с весом 100 вагонов метро. Диаметр роторного колеса — 11 метров, вылет стрелы – 41 метр. На KU-800 есть несколько кранов: 35 тонный на стреле, две монтажные тележки по 15 тонн и два консольно-поворотных крана.

Экскаватор работает в карьере комбината почти сорок лет. Первые детали комплекса стали поступать на сборочную площадку Стойленского рудника еще в 1971 году. Сборка длилась около трех лет, а пусконаладочные работы велись несколько месяцев. Схемы и документы были переведены с чешского и зачастую не полностью. Чтобы вникнуть в непривычные названия, над папками бумаг приходилось просиживать ночами.

Иван Толмачев, механик участка горно-вскрышного комплекса: «Да, это был тяжелый период запуска. Не до конца отработаны электрические схемы. Пришлось их изменять, по новой монтировать, много было отказов в электрических цепях, а затем были они упрощены, всё пришло в норму и отказов стало значительно меньше.» Действительно, бесконечные реки проводов пронизывают экскаватор вдоль и поперек.

В первые годы работы экскаватора, механикам частенько приходилось преодолеть не одну сотню ступеней, чтобы найти причину отказа того или иного узла. Электросхема экскаватора оказалась далекой от совершенства.


В машинном зале на высоте размещены энергетические агрегаты и помещения персонала, есть даже ремонтный отсек с токарным станком. Путешествуя по лабиринтам экскаватора, создается ощущение, что ты на подводной лодке. Ночью KU-800 выглядит как космическая станция.

Горно-вскрышной комплекс Стойленского ГОКа — это не один только роторный экскаватор, это еще и километры конвейерных линий, несколько перегружных пунктов и отвалообразователь. С отвалообразователем экскаватор соединяется транспортерной лентой длиной до 8 км, которая тянется по периметру карьера. По транспортерной ленте от экскаватора до отвалов вскрышная порода движется более 20 минут.

По словам одного из механиков, если брать по человеческим меркам, то экскаватор в расцвете сил. Недавнее обследование металлоконструкций чешскими специалистами подтвердило, что до пенсии исполину еще далеко.

Фотоальбом шагающий экскаватор:

Автор репортажа: Дмитрий Чистопрудов. Помощь в организации съемок - пресс-служба Стойленского ГОКа (отдельное спасибо Николаю Засолоцкому). Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат фотоагентству «28-300», по вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту mail@28-300.ru


Поиск
Меню раздела