До возникновения водопровода в больших городах живительную влагу доставляли вручную. Например, в Санкт-Петербурге до середины XIX века не было системы водоснабжения, ее роль выполняли водовозы. По булыжным мостовым они катили деревянные бочки на двух колесах. Воду брали из рек, в то время еще чистых, а затем развозили по городу. 10 октября 1858 года Александр Второй подписал устав “Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов”. А через пять лет на улице Шпалерной, против Таврического дворца появилась первая городская водонапорная башня. В настоящее время на этом месте располагается музей "Мир воды Санкт-Петербурга".
На первых порах “Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов” столкнулось с большими финансовыми, и как следствие в начале 1863 года строительство водопровода практически остановилось. Архитекторами И.А. Мерцем и Э. Шуберским была построена водонапорная башня на Шпалерной улице, а также проложили несколько верст водопроводной сети. Средства уставного капитала Общества были истрачены, акции продавались плохо, и даже не поиогла правительственная субсидия. В марте 1863 года положение спас петербургский купец I гильдии А.И. Крон, который внес недостающую сумму, около 900 тысяч рублей.
В конце 1863 года первые потребители получили воду - жители левобережной части города. Водозабор осуществлялся из Невы. Построенные по английскому образцу фильтры быстро промерзали, и первые годы вода, поставляемая горожанам, очищалась лишь посредством простых решеток. Для снабжения водой Петербургской (Петроградской) и Выборгской сторон, а также Васильевского острова в 1873 году было создано новое акционерное общество (Товарищество), которое было передано в управление английским подрядчикам. Наиболее слабым местом системы централизованного водоснабжения Петербурга в первые десятилетия ее существования была очистка и обеззараживание воды.
Построенные Обществом Санкт-Петербургских водопроводов в конце 1880-х годов фильтры обслуживали лишь Незаречную (левобережную) часть города, тогда как Петербургская (Петроградская), Выборгская стороны и Васильевский остров до 1911 года по-прежнему пользовались неочищенной водой. В 1908–1909 годах в Петербурге разразилась катастрофическая эпидемия холеры, которая, по мнению большинства специалистов, была во многом вызвана плохой очисткой водопроводной воды. В результате этой эпидемии городские власти пришли к выводу о необходимости срочных мер по переустройству системы водоснабжения Петербурга и по внедрению различных методов обеззараживания водопроводной воды. В результате в 1911 году на Петербургской (Петроградской) стороне была построена станция фильтрации с озонированием воды (впервые в России).
Несмотря на принимаемые меры по очистке, впоследствии пришили к выводу о необходимости строительства водопровода из Ладожского озера и отказа от использования невской воды. Но этим планам так и не суждено было сбыться, сначало вмешалась первая мировая война затем революция. К этому вопросу вернулись лишь в 1931–1934 годах, были проведены новые проектные изыскания по строительству ладожского водопровода. Эксперты Госплана СССР пришли к выводу о нецелесообразности данного проекта вследствие его сложности и высокой стоимости, рекомендовав развивать очистку невской воды на водопроводных станциях.
Тяжелое испытание выдержал ленинградский водоканал в годы Великой Отечественной войны. Еще с древних времен при осаде крепостей враг старался отсечь защитников от источников воды – этот изуверский способ зачастую оказывался более действенным, чем штурм. Враг, взявший Ленинград в кольцо блокады, конечно же, прекрасно это понимал. Отсутствие воды и канализации – это антисанитария, это угроза эпидемий, это сложности с тушением пожаров. Поэтому бомбились и обстреливались водопроводные станции и подстанции, резервуары чистой воды, очистные сооружения, насосные отделения, коммуникации, страдали уличные сети. Только на территории Южной водопроводной станции разорвалось 955 снарядов. Не менее тяжелое положение сложилось и в системе водоотведения – более 265 разрушений от фугасных авиабомб и снарядов!
За бесперебойную работу жизненно важных городских систем была заплачена дорогая цена — 881 человек 27 января 1944 года не пришли на праздничный салют в честь снятия блокады. Никто из оставшихся в живых работников после войны не покинул Водоканал. В послевоенные годы перед Водоканалом открылся огромный фронт работ по восстановлению своего разрушенного хозяйства. Восстановительный период продолжался до начала 1950-х годов, когда Ленинград вышел на новые рубежи своего стратегического развития.
За последние 20 лет в системе водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга произошли огромные качественные изменения, и все-таки ее основные контуры сложились именно в послевоенные десятилетия.