Зефирный эксперимент

В 1970 году психолог Уолтер Мишель провел в Стэнфордском университете необычный психологический эксперимент (зефирный тест). Группе детей дошкольного возраста был предложен следующий выбор. Они могли взять небольшую порцию сладостей и съесть их. При этом было сказано, что достаточно подождать 15 минут и они смогут получить сладостей в два раза больше.

Зефирный эксперимент

В результате дети разделились на три группы:

  • те кто не стал ждать 15 минут
  • те кто решил подождать, но не выдержал и взял свою порцию до истечения этого времени
  • те кто выдержал 15 минут и получил двойную порцию сладостей

Далее, суть самого эксперимента состояла в достаточно длительном наблюдении за этими людьми.

Последующие исследования

В последующих исследованиях Мишель обнаружил неожиданные корреляции между результатами зефирного теста и жизненными успехами детей много лет спустя. Первое контрольное исследование в 1988 году показало, что «дети дошкольного возраста, которые были способны растянуть удовольствие подольше, были описаны более чем через 10 лет спустя своими родителями, как подростки, которые были значительно более компетентными».

Второе контрольное исследование, в 1990 году, показало, что способность отложить удовольствие также коррелирует с повышенным количеством SAT-баллов (академический оценочный тест - оценивает знания из американской школьной программы, а также общий интеллектуальный уровень)

.

В 2011 году было проведено томографическое исследование мозга участников эксперимента, когда они достигли середины жизни. Основные различия между лицами с большим временем задержки и лиц с меньшим временем задержки в двух областях: в префронтальной коре (более активны у участников с большим временем задержки) и вентральный стриатум (области, «ответственной» за пристрастия), когда они пытались контролировать свою реакцию на заманчивые соблазны.

В 2018 году Тайлер Уоттс и другие опубликовали исследование, опровергавшее эксперимент. Аргументация авторов состояла в том, что изначальный эксперимент был проведён на нескольких десятках детей сотрудников университета, Уоттс же провёл его на 900 детях с разделением по расе и доходу. К 20 годам влияние «силы воли» оказалось близким к статистической погрешности, при этом обнаружилась общая причина — достаток в семье, влиявший и на «силу воли», и на успешность. Дело в том, что для бедных «потом» могло никогда не наступить, для богатых же угощение из эксперимента было незначительной наградой, поскольку дома им была доступна более ощутимая.